logo rtpip

Виражи времени - это всегда ярко

Завершение учебного года обычно совпадает с подведением итогов работы, временем ожидания результатов совместного труда преподавателей и студентов. Для доцента кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства ХГИК Людмилы Андреевны Матвеевой и учеников ее класса камерного ансамбля подобные итоги и достижения сконцентрировались в состоявшемся 23 мая 2019 года камерном концерте «Виражи времени».

Концерт подразделялся на две контрастные стилевые части. Первая включала две сонаты для виолончели и фортепиано авторов эпохи барокко. Произведения прозвучали в исполнении Елены Антонцевой, солистки-артистки Дальневосточного академического симфонического оркестра (виолончель) и магистрантов первого года обучения Ван Цзывэй и Чэнь Сяохуэй (фортепиано). Активность движения быстрых и сосредоточенное спокойствие медленных частей Виолончельных сонат Б. Марчелло и А. Вивальди были поданы выпукло, что называется, в стиле, при активном участии и поддержке Е. Антонцевой – опытного исполнителя-ансамблиста.
Значительные достижения в области камерного музицирования под руководством Л. А. Матвеевой были продемонстрированы во второй, романтической части концерта. С уверенностью отметим, что прозвучавшее здесь выходило далеко за рамки ученического или учебного подхода. В исполнении Станислава Никоненко, ассистента-стажера первого года обучения (кларнет) и Вячеслава Бородина, студента третьего курса (фортепиано) прозвучала первая часть Сонаты для кларнета и фортепиано фа-минор ор. 120 № 1 И. Брамса. Исполнение впечатлило мощью подачи лирико-трагедийных образов произведения, зрелостью и подлинным артистическим размахом концептуального решения. Ему была подчинена блестящая виртуозность обеих партий, отличающихся колоссальной фактурной и ритмической сложностью, но сочетавшихся в безукоризненно выстроенном ансамбле.

Столь яркая виртуозно-эмоциональная вершина, можно сказать, общая кульминация концерта была несколько уравновешена Сонатой для виолончели и фортепиано Ре-мажор ор. 58 Ф. Мендельсона. Первые две части цикла – Allegro assai vivace и Allegretto scherzando – прозвучали в исполнении Елены Антонцевой (виолончель) и студента четвертого курса Ли Чжэюй (фортепиано). Этому камерному составу оказался подвластен широкий спектр образов: обаятельная кантилена песенно-романсовых музыкальных тем и романтический пафос первой части, скерцозно-фантастическая лирика второй части. Исполнение покорило слушателя классической, типичной для композитора ясностью перспектив в движении изменчивого эмоционального рельефа всей композиции и совершенством отделки мелких исполнительских деталей произведения.

О проблемах воспитания камерного исполнителя, пианиста-ансамблиста, партия которого обычно является равноправным, а не вспомогательным компонентом звучащего целого, неоднократно высказывалась сама Л. А. Матвеева. В работе с иностранными студентами ею отмечен ряд дополнительных сложностей в организации ритмического, тембрового, динамического ансамбля. Концерт «Виражи времени» продемонстрировал преодоление многих из этих узкоспециальных, но значимых задач.

Фундамент достижений учеников закладывается достижениями педагога, его исполнительским и методическим опытом, эрудицией, высокими эстетическими критериями и требованиями в обучении, творческим подходом к освоению учебных программ. Стремление все это передать в полной мере своим питомцам, наряду с гибкостью индивидуального подхода, с полным правом относится к работе Л. А. Матвеевой – преподавателя, который с неизменным успехом выбирает векторы развития, ведущие к становлению профессионализма ее студентов, к вершинам мастерства.

Т. В. Лескова