logo rtpip

ОТ БАРОККО ДО ДЖАЗА

25 марта 2019 г. в Хабаровском институте культуры состоялся концерт класса доктора педагогических наук, кандидата искусствоведения, действительного члена Академии педагогических и социальных наук, профессора кафедры искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства ХГИК Алексея Алексеевича Никитина, ставший творческим отчетом в работе с обучающимися уровня бакалавриата и магистратуры. Двухчасовой концерт можно считать монографическим, ибо в нем приняли участие воспитанники одного педагога. 

Драматургия интересной и разноплановой программы охватывала разные фортепианные жанры и формы от эпохи барокко до наших дней. Значительную её часть составили сочинения композиторов-романтиков – Ф. Шуберта, И. Брамса, Ф. Шопена, Ф. Листа. При выборе произведений Алексей Алексеевич, несомненно, учитывал индивидуальный исполнительский облик своих учеников.

Программа была выстроена последовательно по эмоциональной нарастающей и логически завершилась сложнейшими произведениями Ф. Шопена и Ф. Листа. Некоторые музыканты выходили на сцену дважды, поскольку произведения, исполняемые ими, органично вписывались в предложенную концепцию. Это еще раз явилось подтверждением того, что профессор А.А. Никитин прекрасно знает и сценически воплощает драматургические принципы организации большого публичного концерта.

Две Сонаты Д. Скарлатти в исполнении магистрантки 2 курса Татьяны Шкаденковой, открывшей концертную программу, были ритмически точны и убедительны с точки зрения энергетической подачи.
Выступлений талантливого китайского студента Ли Чжэюй (в этом году он заканчивает институт по программе бакалавриата) слушатели традиционно ждут с большим интересом. Вначале концерта им был исполнен финал Сонаты № 17 ре минор Л. Бетховена. Музыкант оправдал ожидания и покорил одухотворенностью исполнения, взволнованно-лирическим, искренним выражением чувств.

Сложная художественная задача стояла перед магистранткой 2 курса Аленой Бычковой, исполнившей финал масштабной 4-х частной Сонаты до минор Ф. Шуберта. Подчеркну: одна только эта часть сонаты, построенная в левой руке преимущественно на триольном сопровождении, длится более 10 минут и требует от пианиста крепкой ритмической устойчивости. А. Бычковой удалось выдержать исполнительский «триольный марафон», погрузиться в содержание музыки финала настолько, что кажущаяся его растянутость была ею преодолена и предстала компактной благодаря раскрытию всех эмоциональных красок и настроений.

Китайские студенты и магистранты в процессе обучения постигают малознакомую для них музыку русских композиторов. В исполнении магистранта 2 курса Ян Кайюань прозвучали ноктюрн «Разлука» М. Глинки и «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Китайский музыкант продемонстрировал понимание стилистики обоих сочинений, умение дифференцировать звучание распевных мелодий и сопровождения.

Изюминкой концертной программы стал Джазовый этюд Н. Капустина в виртуозном исполнении Алёны Бычковой. Пианистка совмещает обучение в магистратуре ХГИК с работой в Хабаровской краевой филармонии. В ее репертуаре разностилевая музыка, в том числе джазовая. Работа над джазовым этюдом, вне сомнения, стала интересным этапом в педагогической практике Алексея Алексеевича.

Наиболее яркое эмоциональное впечатление оставил Ли Чжэюй в Скерцо № 2 си бемоль минор Ф. Шопена. Музыканту особенно близок мир романтической музыки. Его исполнительское обаяние всегда распространяется и на слушателей. В Скерцо Ли Чжэюй удалось гибко передать образы трагедийного пафоса и поэтической лирики, пластику фразировки, мощь аккордов и стремительность фигураций, «спаять» форму в единое целое.

В заключение концерта в исполнении Василисы Прокуроровой прозвучали два выдающихся произведения мировой фортепианной классики - «Этюд» фа минор (хроматический) и «Грезы любви» Ф. Листа. Эта безусловно одаренная пианистка увлекла зал своей виртуозностью и артистизмом: технической легкостью исполнения «россыпей» пассажей и трелей, естественностью повествования в Этюде и подлинной ритмической свободой, поэтичностью и благородством звучания, передачей красочной палитры рояля в «Грезах любви».

В целом концерт класса профессора А.А. Никитина оставил сильное впечатление не только продуманной сложной программой, но и высоким исполнительским уровнем его учеников. В рамках концерта была организована выставка многочисленных научных и методических трудов А. Никитина – не только как педагога, но и именитого ученого, чьи интересы распространяются на самые разнообразные сферы музыкального искусства.

Хочется отметить также профессиональные и теплые комментарии ведущей концерт, кандидата искусствоведения С.В. Мезенцевой к концертной программе и творческой биографии «виновника» прекрасного музыкального праздника – профессора Алексея Алексеевича Никитина

Кандидат искусствоведения, доцент Л. Матвеева