Будущее театральной России - 2023

Отчет об участии студентов во Всероссийском молодежном фестивале «Будущее театральной России» - 2023

Студенты 4-го курса кафедры режиссуры, актёрского мастерства и сценической речи приняли участие в ежегодном Всероссийском молодежном фестивале «Будущее театральной России», который проходил в г. Ярославле с 11 по 17 мая 2023 года.

406 группа:

  • Акимова Диана Александровна
  • Акируш Эвелина Георгиевна
  • Артамонова Дарина Евгеньевна
  • Бегун Алиса Алексеевна
  • Бочкарев Альберт Владимирович
  • Выродов Данила Алексеевич
  • Зорина Екатерина Сергеевна
  • Перевышина Ника Андреевна
  • Ромашко Виктория Алексеевна
  • Цунская Елизавета Сергеевна

У студентов возникла уникальная возможность познакомиться с ведущими театральными школами страны. Спектакль «Последний срок» по пьесе Валентина Распутина прошел на сцене театра Дома актёра имени С.В. Пускепалиса в г. Ярославле: режиссер-постановщик С.В. Листопадов; педагог по актерскому мастерству Т.П. Листопадова; педагог по сценической речи Е.Н. Дьячкова.

Художественный руководитель курса – С.В. Листопадов, и.о. зав.кафедрой режиссуры, актёрского мастерства и сценической речи, доцент, режиссер Хабаровского краевого театра драмы, лауреат всероссийского конкурса, член союза театральных деятелей Российской Федерации.

Руководитель творческой поездки – А.В. Шавгарова, к.и.н., доцент кафедры режиссуры, актёрского мастерства и сценической речи ХГИК.


Рецензия на спектакль Валерии БУСЛАЕВОЙ, студентки 1-го курса, ГИТИСа:

А зима будет большая

Хабаровский государственный институт культуры
Валентин Распутин. «Последний срок»
Режиссер – Сергей Листопадов

Хабаровский государственный институт культуры представил на фестивале спектакль «Последний срок» по повести Валентина Распутина. На сцене разворачивается конфликт внутри обычной деревенской семьи. Тонко, трагично и пронзительно раскрываются судьбы матери и детей, не успевших в последний раз друг на друга наглядеться, упустивших возможность сказать прощальные слова, потративших последние секунды впустую.

Зритель сразу, с первых шагов по залу, погружается в атмосферу деревни, где и происходит действие: звуки природы, пение птиц раздаются ещё до начала спектакля. Декорации минималистичны: четыре чёрных куба в центре, изображающие гроб, а вокруг них – несколько стульев. Павловопосадские платки, элементы народного танца, акапельное исполнение песен – всё это передаёт характер настоящей русской души, такой простой, хрупкой, но в то же время сильной, яркой и скромной одновременно. Это тот самый русский дух, которым наполнены произведения Распутина.

«Ночью старуха умерла», – так заканчивается повесть. Здесь же, по сути, с этого спектакль начинается. Через всю сцену проходит главная героиня – старая, согбенная женщина Анна. Затем она сбрасывает с головы платок, и мы видим молодую, румяную девушку в белом платье, выделяющуюся на фоне остальных, одетых в черное, уже приготовившихся к похоронам. Это светлая душа, которая уже отделилась от тела и вот-вот покинет этот мир. Она ещё здесь, но уже не с ними. И эта душа предаётся воспоминаниям. Но она не говорит о своей смерти, нет, для неё это уже не важно. Она вспоминает прошлое, то радостное, счастливое, трогательное, а иногда и печальное, что было в её жизни. Когда она говорит, действие будто замирает, её дети смотрят на неё… но не видят.

Дети, можно сказать, вообще ничего не видят. Их жизнь идёт параллельно, и в этом и заключается трагизм. Они живут здесь и сейчас, в вынужденных обстоятельствах. Собранные под крышей родного дома предстоящей смертью матери, оторванные от своих дел, они постоянно кричат, ругаются, обвиняют друг друга, словно они забыли, что такое семья. Через костюмы дочерей и невестки выражена разница их образа жизни: Варвара и Надя – «деревенские», в простых платьях по фигуре, стареньких, почти изношенных туфлях, и Люся – приехавшая из города, в модном платье с воланами, на каблуках, с ярким макияжем. Но у всех троих на головах платки – как символ, что родом они из этих мест, что они «из одного теста», и, как бы далеко не уехали, души их принадлежат Родине.

В суматохе и постоянных спорах дети не замечают матери, не уделяют ей внимания, забыв о том, что ещё немного – и самый близкий человек покинет их навсегда. Камерность пространства ещё больше обостряет семейный конфликт. Они существуют всего в нескольких точках: на авансцене, перед кубами, куда выносятся диалоги, и за ними, сидя спиной к зрителю. Ютятся в этом доме, где им не хватает воздуха, где они не хотят находиться, будто ожидая какого-то освобождения друг от друга и возвращения в своё, привычное. И только пение объединяет их. Музыкальные вставки становятся той самой связующей ниточкой, возвращающей их в воспоминания о детстве.

Все герои ждут приезда младшей дочери Татьяны. И она появляется, возникает внезапно и так же быстро исчезает. Молчит и периодически кричит «Матушкааа!». Но это лишь видение Анны, так отчаянно ждавшей возвращения своей Таньчоры. И вот они уже вдвоём – душа и призрак, окутанные прозрачной пеленой смерти.

Лейтмотивом спектакля стала песня «А зима будет большая», которую герои поют на протяжении всего действия, что очень точно передает состояние героев, настроение и постановки, и повести. Кажется, дети уже выросли, у всех семьи, дела, работа, свои проблемы и переживания. Но впереди – первая зима без матери, и только после её смерти к ним приходит осознание. И эта зима будет большая, длинная и холодная, потому что в один миг исчезает тепло и любовь согревающего родительского сердца. Впереди – «только сумерки да снег». Но время не вернуть, и остаются лишь воспоминания. Их и нужно теперь хранить, как самое ценное сокровище.