logo rtpip

Качанова Е. Ю.

Качанова Е Ю Качанова Елена Юрьевна - завкафедрой БИДДиА, доктор педагогических наук, профессор.

Стаж педагогической работы 35 лет (общий – 40 лет).

В 1983 году с отличием окончила Ленинградский государственный институт культуры им. Н.К. Крупской (ныне СПбГИК) по специальности «Библиотековедение и библиография». В 1993 году  -  аспирантуру Санкт-Петербургской академии культуры (ныне СПбГИК) и защитила кандидатскую диссертацию по теме «Универсальная научная библиотека в региональной ситуации библиотечно-библиографического и информационного обслуживания кадров науки и промышленности», в 1998 году ей присуждено ученой звание доцента. В 2003 году защитила докторскую диссертацию по теме «Инновационная деятельность библиотек: теория, организация, методика», в феврале 2004 года ей присуждена ученая степень доктора педагогических наук.

До начала педагогической деятельности в ХГИК  работала библиотекарем, старшим библиографом, главным библиотекарем в Хабаровской универсальной научной библиотеке (ныне ДВГНБ).

С 01 сентября с 1988 года. Е.Ю. Качанова работает в Хабаровском государственном институте культуры, а с 1998 года выполняет обязанности заведующего кафедрой  Библиотечно-информационной деятельности, документоведения и архивоведения.

В период      с 2018 по 2022 гг. прошла обучение:

 по программе профессиональной переподготовки «Теория и практика социально-культурной деятельности» (Хабаровска, ХГИК).

по дополнительным профессиональным программам (курсы повышения квалификации):

  1. Информационно-технологическое обеспечение науки и образования: поиск приоритетов в новой реальности (ТОГУ 2023)
  2. «Адаптация и социализация инвалидов в условиях образовательной среды вуза» (ХГИК, 2022);
  3. «Создание электронного учебного курса в LMS MoodLe» (ХГИК, 2020).
  4. «Электронная информационно-образовательная среда Хабаровского государственного институт культуры» (ХГИК, 2019)
  5. «Социокультурное проектирование в учреждениях культуры» (ХГИК, 2019)
  6. «Новые направления, технологии и инструменты в управлении культурно-досуговым учреждением» (КНОТОК, 2019)
  7. « Делопроизводство в организации» ( ХГИК, 2019)
  8. Документационное обеспечение управления деятельности учреждения образования (ХГИК, 2018)
  9. «Библиотека как институт продвижения чтения: новые формы, средства, технологии» (ГБУК Приморская краевая публичная библиотека имени А.М. Горького, 2018)
  10. « Чтение современных детей и подросков: психология, педагогика, формы и методы продвижения» (РГДБ, 2018)
  11. «Для кандидатов в эксперты по государственной аккредитации образовательной деятельности» (ТОГУ, 2018)

Читает лекционные курсы по направлениям подготовки:

 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» (бакалавриат): по дисциплине «Информационно-аналитическая деятельность»;

51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (бакалавриат): по дисциплинам «Библиотечное обслуживание», «Стратегический менеджмент БИД»; «Социологические исследования БИД»; «Инновационно-методическая работа библиотек»; «Научно-исследовательская деятельность библиотек»; «Маркетинг БИД», «Основы социально-культурного проектирования»;

51.03.03. «Социально-культурная деятельность» (бакалавриат) по дисциплинам: «Маркетинг социально-культурной деятельности»; « Социально-культурное проектирование в социально-культурной деятельности», « Основы социально-культурного проектирования».

51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (магистратура): по дисциплинам «Теория и методология информационно-аналитической деятельности», «Теория и методология маркетинга библиотечно-информационной деятельности», «Организация и методика библиотековедческих, библиографоведческих и книговедческих исследований», «Социокультурное проектирование в библиотечно-информационной сфере»,  «Теория и методология инновационного - методического менеджмента библиотечно-информационной деятельности» «Информационные исследования профессиональной деятельности».

Кроме названных дисциплин Е.Ю. Качанова ведет педагогическую деятельность по другим направлениям подготовки по программам бакалавриата и магистратуры, осуществляя образовательный процесс по дисциплинам «Менеджмент и маркетинг в сфере культуры» и «Основы социально-культурного проектирования» по тем направлениям подготовки, в которых этих дисциплины предусмотрены учебным планом.

В круг научных интересов Е.Ю. Качановой входят вопросы управления учреждениями культуры, в том числе библиотеками,  проблемы организации библиотечного образования и решения вопросов дефицита кадровых ресурсов в библиотечной отрасли, особенности организации и методика осуществления социологических и маркетинговых исследований в сфере культуры, развития креативных, творческих и культурных индустрий.

Руководит диссертационными, выпускными квалификационными работами, курсовыми и научными работами студентов и аспирантов кафедры.

Профессиональная деятельность Елены Юрьевны отмечена многочисленными благодарственными письмами и грамотами, в том числе Мера г. Хабаровска (2023 г), Ректора Хабаровского краевого института развития образования (2023 г), глав администраций муниципальных районов Хабаровского края, руководителей учреждений культуры и образования Камчатского края, Хабаровского края и Амурской области.

 

Основные публикации (2023- 2018 г.г.)

Учебные работы

  1. Проектное развитие библиотек: назначение, теоретические основы, технология: учебно-практическое пособие / Е.Ю. Качанова. - Хабаровск: Изд-во ХГИК, 2018 г. – 88 с.
  2. Проектное развитие убеждений культуры: назначение, теоретические основы и технология: учебно- практическое пособие / И.В. Борис. - Хабаровск: Изд-во ХГИК, 2022 г. – 139 с.

 Научные работы

  1. Профессиональный стандарт для специалистов библиотечно-информационной деятельности: сущность, назначение и проблемы внедрения в библиотечную практику/ Е.Ю. Качанова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2023. № 1 (98). С. 135-153.
  2. Профессиональный стандарт специалиста по библоиоечно-информационной деятельности: современный подход к профессии/ Е.Ю. Качанова // Информационно-технологическое обеспечение науки и образования: поиск приоритетов в новой реальности. Материалы региональной научно-практической конференции. Хабаровск, 2023. С. 40-45.
  3. Организационно-педагогические условия формирования патриотических ценностей и исторической памяти у учащихся в условиях школьных библиотек/ Е.Ю. Качанова //ВЕСТНИК КАЗГУКИ №4 2022.- С.33 – 42
  4. Дошкольник и библиотека от традиционных форм работы к зрелищно-развлекательным программам библиотечного обслуживания детей-билингвов/ И.А. Бостон, Е.Ю Качанова // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. материалы Международной научно-практической конференции. Министерство культуры Российской Федерации, Хабаровский государственный институт культуры. Хабаровск, 2022. С. 226-239.
  5. Дистанционное библиотечное обслуживание: от теоретических подходов к практическим реалиям деятельности краевых/областных библиотек Дальнего Востока на основе видеохостинга UTUBE/ Е.Ю.Качанова, П.В.Лымарь // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. материалы Международной научно-практической конференции. Министерство культуры Российской Федерации, Хабаровский государственный институт культуры. Хабаровск, 2022. С. 264-274.
  6. Подросток – читатель сельской библиотеки: интересы, предпочтения, участие в мероприятиях (на примере Муниципального казенного учреждения культуры «БИБЛИОТЕКА С. УСТЕВОЕ» Соболевского района Камчатского края / Ч.И. Насретдинова, Е.Ю. Качанова // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. материалы Международной научно-практической конференции. Министерство культуры Российской Федерации, Хабаровский государственный институт культуры. Хабаровск, 2022. С. 298-307. 0
  7. Модернизация библиотек как условие формирования новых компетеностных моделей библиотекарей нового поколения и проблемы подготовки библиотечных кадров в Хабаровском государственном институте культуры / Е.Ю. Качанова // Лидер будущего. материалы IV форума молодых библиотекарей Хабаровского края. Хабаровск, 2021. С. 8-23.
  8. Особенности примирения в учреждениях культуры социально-культурных технологий в контексте инноваций и проблем многомерной классификации / О.Н. Теньшова, Е.Ю Качанова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2. С. 6-13.
  9. Социально-культурное проектирование как способ реализации стратегии инновационного развития библиотек регионв: назначение, возможности, идеи и препятствия / Е.Ю. Качанова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2022. № 2 (95). С. 13-24.
  10. Путь в профессию длиною в жизнь: воспоминания о настоящем библиотекаре, педагоге и наставнике – Зое Ивановне Кадынцевой ( К 90-летию со дня рождения и 55-летию ХГИК)/  Е.Ю.Качанова, О.А. Костина,  О.А. Лопатина, С.М. Нарыжная, Е.Н. Орлова  // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2022. № 3 (96). С. 21-31.  
  11. библиотеки по формированию читательского интереса у младших школьников / И.В. Борис, Л.И. Немчинова // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы Международной научно-практической конференции (17 декабря 2021 г., г. Хабаровск) / Министерство культуры Российской Федерации, Хабаровский государственный институт культуры [и др]; ред. Савелова Е.В., сост. Лунегова Е.Н. – Хабаровск : [б.и], 2022. – С.217 - 226. – ISBN 978-5- 91426-116-7.
  12. Проектные инициативы студентов Хабаровского государственного института культуры как способ реализации творческого потенциала и средство формирования профессиональных компетенций/ Е.Ю. Качанова // Научно-практическая реализация творческого потенциала молодежи. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. Науч. редактор Е.В. Савелова, составитель Е.Н. Лунегова. 2020. С. 32-40.
  13. Модельная библиотека нового поколения: модельные стандарты, технология создания, условия и возможности реализации на основе Федерального Проекта « Культурная среда» Национального проекта «Культура» / Е.Ю. Качанова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2020. № 4 (89). С. 16-36.
  14. Галина Николаевна Пленкова в истории высшего библиотечного образования на Дальнем Востоке и в воспоминаниях ее коллек: штрихи к портрету/ Е.Ю. Качанова, О.В. Киселёва, О.А. Костина, О.А. Лопатина, Е.Н. Орлова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2021. № 1 (90). С. 77-83.
  15. От разработки модельных стандартов к реализации Национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных (общедоступных) библиотек нового поколения / Е.Ю. Качанова // Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. материалы Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2020. С. 273-286.      
  16. Организация профессиональной активности молодых библиотекарей Дальнего Востока как приоритетная задача библиотечного развития (краткая история и современные достижения) / Е.Ю. Качанова //Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2019. № 2 (83). С. 116-127.
  17. Социальное партнерство кафедры библиотечно-информационной деятельности, документоведения и архивоведения ХГИК и Дальневосточной государственной научной библиотеки как вектор библиотечного развития на Дальнем Востоке/ Е.Ю. Качанова // Культура и наука дальнего Востока.- 2019.-№2 (27).- С.88-94
  18. Современные возможности решения кадровых проблем библиотек Дальнего Востока на основе развития социального партнерства Хабаровского государственного института культуры с областными/краевыми библиотеками региона ( на примере Школы руководителей библиотек Приморского края Приморской краевой публичной библиотеки им А.М. Горького) / Е.Ю. Качанова // Проблемы кадрового обеспечения сферы культуры и искусства: профессиональные стандарты и трудоустройство молодого специалиста: материалы Всероссийской научно-практической конференции (26 апреля 2019 г. Хабаровск)/Науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова.- Хабаровск: ХГИК, 2019.-15-40
  19. Выпускная квалификационная работа как показатель способности и готовности бакалавра библиотечно-информационной деятельности к аналитической и управленческой работе в современных условиях (на примере ХГИК/ Е.Ю. Качанова)// Сборник материалов международного саммита по культуре и образованию, посвященного Казанскому государственному институту культуры (г. Казань, 16-18 октября 2019)/ Каз. ГИК; науч. ред. Р.Ш. Ахмадиева, З.М. Явгильдиева; состав. Ю.В. Маслова, Р.И. Турханова, Д.Ф. Файззулина.- Казань: Культура, 2019.- С.401-406
  20. Опрос студентов-заочников как показатель практико-ориентированного обучения руководителей в сфере культуры (на примере программ бакалавриата направлений подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» и «Социально-культурная деятельность» в Хабаровском государственном институте культуры / Е.Ю. Качанова, Е.Н. Орлова // Сборник материалов международного саммита по культуре и образованию, посвященного Казанскому государственному институту культуры (г. Казань, 16-18 октября 2019)/ Каз. ГИК; науч. ред. Р.Ш. Ахмадиева, З.М. Явгильдиева; состав. Ю.В. Маслова, Р.И. Турханова, Д.Ф. Файззулина.- Казань: Культура, 2019.- С.406 – 410
  21. Способность к формированию системы маркетинга как значимая профессиональная компетенция менеджера сферы культуры и особенности ее формирования в условиях высшего образования (на примере ХГИК) / Е.Ю.Качанова //Личность, творчество, образование в социокультурном пространстве Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Материалы Международной научно-практической конференции. Научный редактор Е.В. Савелова. 2019. С. 55-67.
  22. Особенности деятельности муниципальной Формирование исследовательских компетенций у бакалавров библиотечно-информационной деятельности / Е.Ю. Качанова // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 117-123.
  23. Оценка чтения в библиотеках Дальнего Востока России в исследованиях студентов Хабаровского государственного института культуры / Е.Ю. Качанова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2018. № 2 (79). С. 191-198.
  24. Современная библиотека как социокультурный ресурс региона в контексте кадровых проблем и особенностей подготовки библиотечных специалистов на Дальнем Востоке/ Е.Ю. Качанова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2018. № 2 (79). С. 23-30.
  25. Кафедры Хабаровского государственного институт культуры: время, события, люди / Алепко А.В., Ересько В.А., Ересько И.Е., Качанова Е.Ю., Листопадов С.В., Лысенко С.Ю., Мезенцева С.Ю., Москвитина Н.В., Семёнова Н.Ф., Теньшова О.Н., Черкашина М.Г.// Культура и наука Дальнего Востока. 2018. № S (24). С. 14-49.
  26. Модель современного сотрудника библиотеки университета в контексте проблем подготовки библиотечных кадров на дальнем Востоке: состояние, проблемы, возможности / Е.Ю. Качанова // В сборнике: Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий Материалы VII региональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Тихоокеанского государственного университета. 2018. С. 26-34.
  27. 50 лет кафедре библиотечно-информационной деятельности, документоведения и арховивоведения ХГИК: достижения и перспективы / Е.Ю. Качанова //Вопросы развития творческой среды Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Хабаровского государственного института культуры (24-25 октября 2018 г., г. Хабаровск) /гл. ред. Скоринов С.Н., науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова.— Хабаровск : ХГИК, 2018. – С.109-120
  28. Повышение уровня профессионального развития библиотечных кадров в муниципальных библиотеках ( на примере МБУК Ноглинская районная библиотека, Сахалинская область) / Е.Ю. Качанова, М.В.Шайбекова //Вопросы развития творческой среды Дальнего Востока России и Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Хабаровского государственного института культуры (24-25 октября 2018 г., г. Хабаровск) /гл. ред. Скоринов С.Н., науч. ред. Е.В. Савелова, сост. Е.Н. Лунегова.— Хабаровск : ХГИК, 2018. – С. 120-130.